Всероссийское селекторное совещание по лесным пожарам
23.12.2014

В соответствии со Сводным планом контрольных мероприятий, осуществляющихся самостоятельными подразделениями Администрации Президента Российской Федерации и полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах Министерство лесного хозяйства Республики Татарстан  проводило работу по дальнейшему совершенствованию системы предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и пожаров:

1. Всеми Государственными казенными учреждениями Республики Татарстан «Лесничество» до начала пожароопасного сезона  разработаны, согласованы и утверждены постановлениями исполнительных комитетов муниципальных районов Республики Татарстан  Планы по предупреждению и тушению лесных пожаров.

Разработан и утвержден Сводный план тушения возможных лесных пожаров на территории Республики Татарстан.

Постановлением Кабинетом Министров Республики Татарстан от 31.03.2014 № 202 «О мерах по охране лесов от пожаров в 2014 году» утвержден План мероприятий по противопожарному обустройству лесов на территории Республики Татарстан.

По предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, вызванных природными пожарами, предусмотрен детальный порядок привлечения  сил и средств, а также межмуниципальное маневрирование силами и средствами, привлекаемыми к тушению лесных пожаров, что предусмотрено в Сводном плане тушения лесных пожаров на территории Республики Татарстан.

2. Все 32 подведомственных Министерству бюджетных учреждения,   в соответствии с требованиями  действующего законодательства имеют лицензии на право осуществления работ по тушению лесных пожаров, в них созданы 203 добровольные пожарные дружины.

На базе ГБОУ СПО «Лубянский лесотехнический колледж» проведено обучение руководителей тушения лесных пожаров.

Проведено обучение 918-ти работников подведомственных Министерству учреждений  по тактике и технике тушения лесных пожаров, а также  по вопросам охраны труда и техники безопасности при тушении лесных пожаров.

Утверждены 317  маршрутов наземного и 3 маршрута авиационного патрулирования лесов протяжённостью 14,5 тыс. км.

Организовано 150 мобильных групп пожаротушения.

          Заключен Государственный контракт  от 17.04.2014 № 2014.8120 на выполнение работ по авиапатрулированию лесов.

На боевом посту находятся укомплектованные в соответствии с требованиями Положения 18 пожарно-химических станций  II типа в составе подведомственных Министерству учреждений и 5 пожарно-химических станций Ш типа.

20 мая текущего года Министерством  проведены  учения по отработке Сводного плана тушения лесных пожаров на территории Республики Татарстан с привлечением  сил и средств  тушения лесных пожаров подведомственных Министерству учреждений и служб пожаротушения МЧС РТ с применением вертолета МЧС России МИ-8 с водосливным устройством.

3. Мероприятия по противопожарному обустройству лесов осуществляются в установленные планами сроки, в соответствии с техническими заданиями на проведение работ, в т. ч. на лесных участках, примыкающих к населенным пунктам и объектам экономики.

4. На мероприятия по охране лесов от пожаров в 2014 году предусмотрено выделение 35786,2 тыс. руб., из них средств субвенций из федерального бюджета в объеме 12354,8 тыс. руб., в том числе на тушение лесных пожаров 3406 тыс. руб., средств бюджета Республики Татарстан 23314,6 тыс. руб.

 В декабре 2013 года и январе текущего года проведен аукцион и заключены контракты на выполнение комплекса лесохозяйственных работ, в том числе на проведение работ по противопожарному обустройству лесов.

5. Региональный пункт диспетчерского управления Министерства работал в круглосуточном режиме,  телефон дежурного диспетчера 8 (843) 221-37-95, а также по прямой линии Федеральной диспетчерской службы Рослесхоза по единому номеру 8 – 800-100-94-00.

 

 

 

 

 



                                                      ПРЕСС-РЕЛИЗ

Итоги лесопожарного сезона 2014 года обсудили на селекторном совещании в Правительстве РФ

23 декабря 2014 года в ситуационном центре Правительства Российской Федерации состоялось селекторное совещание по вопросу предупреждения и ликвидации лесных пожаров на территории страны. Вел совещание Министр природных ресурсов и экологии Российской Федерации Сергей Донской.

На нем были подведены итоги лесопожарного сезона 2014 года и намечены задачи на следующий год.

«К сожалению, картина далека от идеальной, – заявил Сергей Донской. – Итоги лесопожарного периода намного хуже, чем в предыдущем году. В ходе подготовки нынешнего селекторного совещания я неоднократно докладывал ситуацию с лесными пожарами заместителю Председателя Правительства РФ А.Г. Хлопонину, который выразил неудовлетворение результатами сезона».

С основным докладом "Об итогах пожарного сезона в лесах России и задачах по профилактике и предупреждению лесных пожаров в 2015 году" выступил заместитель Министра природных ресурсов и экологии РФ – руководитель Федерального агентства лесного хозяйства Иван Валентик.

Всего с начала пожароопасного сезона 2014 года в лесах Российской Федерации зафиксировано более 17 тысяч лесных пожаров на площади 3,7 млн. га.

Более 80% пожаров возникло по вине человека, в том числе по причине перехода огня от неконтролируемых выжиганий сухой травы или сельхозпалов на землях сельхозназначения, землях запаса, населенных пунктов и землях иных категорий, граничащих с лесными участками.

«В текущем году в ряде пилотных регионов проведена работа по зонированию территории лесного фонда по уровням охраны лесов от пожаров. Очевидно, что пора менять существующие подходы и стереотипы по тушению любой ценой всех лесных пожаров. От тушения части лесных пожаров на труднодоступных территориях, где тушение пожаров экономически нецелесообразно, вероятно придется отказаться. Например, это могут быть территории, расположенные в зоне космического мониторинга 2-го уровня», – подчеркнул глава Рослесхоза.

 

По его словам, особенностью сезона стало то, что большая часть лесных пожаров возникла в результате сухих гроз в труднодоступных и малонаселенных районах, куда сложно было доставить силы и средства пожаротушения. На указанных территориях площадь пожаров составила более 2 млн.га. Отсутствие снежного покрова привело к тому, что пожароопасный сезон наступил на 4 месяца раньше среднестатистического. Первый пожар в 2014 году возник в Приморском крае 4 января. Более 200 дней чрезвычайно высокий – 5 класс пожарной опасности держался в Республике Тыва, Красноярском крае, Приморье. В ряде регионов количество дней с 5 классом пожарной опасности увеличилось более чем в 3 раза (Приморский и Забайкальский края в 7 и в 3 раза соответственно).

Наиболее напряженная лесопожарная ситуация в текущем году сложилась в 5 субъектах РФ – в Республике Саха (Якутия), Забайкальском и Приморском краях, Амурской и Иркутской областях. На эти регионы пришлось около 30% от всех лесных пожаров и более 80% от пройденной огнем площади.

Когда регионы не могут самостоятельно справиться и взять под контроль развитие лесопожарной ситуации, приходится задействовать силы федерального резерва и прибегать к помощи других регионов в рамках межрегионального маневрирования.

Для стабилизации лесопожарной обстановки в 8 наиболее горимых регионов привлекались силы парашютно-десантной пожарной службы ФБУ «Авиалесоохрана» (ПДПС), всего для ликвидации ЧС было переброшено более 2 тысяч работников.

Силами ПДПС были потушены лесные пожары на площади более 1,6 млн. га, что составляет более трети всех лесных пожаров. Ими предотвращен возможный переход огня на территорию 52 населенных пункта и объектов экономики. Благодаря профессиональным и умелым действиям специалистов авиалесоохраны удалось предотвратить ущерб лесному фонду на сумму 17 млрд. руб. При этом необходимо отметить, что согласно сводным планам тушения лесных пожаров, только в пяти наиболее пострадавших от огня регионах должны были тушить пожары более 22,4  тыс. человек, задействовав при этом 13,6  тыс. единиц техники.

«Очевидно, что региональным властям стоит задуматься о качестве планов тушения, оперативности реагирования, а также подготовке профессиональных лесопожарных формирований. Особое внимание регионам стоит обратить на новые возможности для создания профессиональных специализированных организаций по охране лесов от пожаров, которые появились в рамках 27-ФЗ», – заявил И. Валентик.

В уходящем году осталась нерешенной проблема несвоевременного введения режимов чрезвычайной ситуации. В этом году режим ЧС в лесах вводился в 19 субъектах Российской Федерации. В основном указанный режим вводился в Сибирском федеральном округе – в 7 субъектах и в Дальневосточном ФО – в 6 субъектах. Особый противопожарный режим вводился в 59 субъектах Российской Федерации.

«В Иркутской области, Забайкальском, Красноярском и Приморском краях режим ЧС был введен с недопустимым опозданием. Так, почти месяц власти Иркутской области не замечали и по существу не признавали неблагоприятное развитие лесопожарной ситуации, органы лесного хозяйства вынуждены были в одиночку бороться со стихией. В результате область стала одним из лидеров по площадям лесных пожаров. Между тем, при оперативном принятии решений и незамедлительном привлечении сил федерального резерва, площадь пожаров, понесенные затраты, а также ущерб могли быть значительно меньше, – обратился к коллегам заместитель Министра. – В будущем субъектам РФ необходимо более оперативно реагировать на развитие чрезвычайной лесопожарной ситуации и незамедлительно вводить режимы ЧС соответствующего уровня. В свою очередь Минприроды России подготавливает изменения в критерии введения соответствующих режимов ЧС, установленные постановлением Правительства № 367».

Основной причиной потери контроля за развитием лесопожарной ситуации глава Рослесхоза назвал недостоверную информацию о лесных пожарах. По поручению Президента РФ для мониторинга, оперативного и объективного контроля за развитием лесопожарной обстановки используются данные космического мониторинга посредством системы ИСДМ-Рослесхоз.

С начала года было выявлено 198 фактов значительного расхождения данных по лесным пожарам в 23 субъектах Российской Федерации. В результате внесения корректировки, площадь лесных пожаров скорректирована на 360 тыс. га. В текущем году Рослесхозом были проведены выездные проверки достоверности площадей, пройденных лесными пожарами, в Амурской, Иркутской, Воронежской областях, Забайкальскоми Приморском краях. Их результаты подтвердили факты значительных расхождений площадей, пройденных огнем, в указанных субъектах.

Данные по фактам проверок направлены в Генеральную прокуратуру для принятия мер прокурорского реагирования.

В соответствии с действующим законодательством виновник должен компенсировать не только прямой ущерб от лесных пожаров, но и компенсировать затраты на тушение и восстановление погибших лесов. Сумма ущерба от лесных пожаров в этом году составила 23,6 млрд рублей.

По состоянию на 1 декабря 2014 г. выявлен 191 виновник лесных пожаров, в т.ч. 8 виновников крупных пожаров. Возбуждено около 2,4 тыс. уголовных дел, однако к уголовной ответственности привлечено только 122 человека. К административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности привлечено около 17 тыс. лиц. Наложено около 15 тыс. административных штрафов на сумму свыше 200 млн. рублей. Взыскано только 45% штрафов.

«К сожалению, работа по выявлению виновных и взысканию ущерба сейчас происходит явно не на должном уровне и ее нельзя признать эффективной. Ущерб от лесных пожаров в десятки раз превышает размеры взыскиваемых штрафов. Объем взысканных средств по отношению к ущербу от лесных пожаров составляет доли процента, – отметил руководитель Рослесхоза. – Необходимо более активно привлекать местное население к выявлению нарушителей правил пожарной безопасности и усилить подготовку лиц, наделенных правом проведения расследований, составления протоколов, а также обеспечить более эффективное представление интересов РФ в судах».

Рассказал Иван Валентик и о совершенствовании нормативно-правовой базы в области охраны лесов от пожаров: «В текущем году разработаны и приняты 3 новых федеральных закона. Принят закон о специализированных лесохозяйственных организациях, позволяющий осуществлять работы по охране лесов от пожаров без проведения торгов. Приняты правовые нормы о типовых договорах аренды, которые предусматривают четкие требования к арендаторам по охране лесов от пожаров. Отменено лицензирование тушения лесных пожаров, что позволяет привлечь дополнительные силы и средства арендаторов для тушения лесных пожаров. Принято постановление Правительства РФ и ряд приказов Минприроды России, которые направлены на повышение эффективности системы предупреждения и борьбы с лесными пожарами. И эта работа будет продолжена».

 

Говоря о предстоящем пожароопасном сезоне, заместитель Министра отметил, что Рослесхозом на основании результатов анализа многолетних данных цикличности пожаров подготовлен предварительный прогноз на 2015 год, согласно которому, повышенная вероятность превышения среднемноголетних значений параметров пожарной обстановки ожидается во всех федеральных округах. Более точный прогноз на весенний период будет представлен в начале февраля.

Иван Валентик озвучил основные задачи, которые необходимо выполнить субъектам Российской Федерации в целях обеспечения эффективной работы по подготовке к пожароопасному сезону следующего года.

Среди них: обеспечить своевременное утверждение планов тушения лесных пожаров; организовать подготовку и переподготовку личного состава и руководителей специализированных лесопожарных учреждений по тактике и техники тушения лесных пожаров; принять меры по активизации проведения в необходимых объемах санитарно-оздоровительных мероприятий, включая уборку захламленности в лесах; организовать разъяснительную работу с населением по вопросам соблюдения правил пожарной безопасности, а также готовности к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций, связанных с лесными пожарами.

Особое внимание руководитель Рослесхоза обратил на недопустимость неконтролируемого проведения сельскохозяйственных палов и обеспечение своевременного введения особого противопожарного режима и режима ЧС в лесах, возникших вследствие лесных пожаров, а также соблюдения установленных режимов с использованием мер административной ответственности за нарушение Правил пожарной безопасности в лесах.

Далее были заслушаны руководители субъектов Российской Федерации, которые внесли «наибольший вклад» в рост показателей горимости лесов. Представители регионов рассказали об итогах их работы в 2014 году и подготовке к очередному лесопожарномусезону.

Также участники селекторного совещания ознакомились с положительным опытом работы Республики Бурятия в части охраны лесов от пожаров, где в аналогичных климатических условиях ситуация с предупреждением и тушением лесных пожаров была под контролем.

 

Завершая заседание, Министр природных ресурсов и экологии РФ пообещал провести следующее селекторное совещание накануне очередного лесопожарного сезона.

«Выражаю уверенность, что итоги сегодняшнего совещания будут не только приняты регионами к сведению, но и найдут отражение в их конкретных действиях по предупреждению и ликвидации лесных пожаров», – заявил Сергей Донской.

 

 

 



назад

Все материалы сайта доступны по лицензии:
Creative Commons Attribution 4.0 International
Яндекс цитирования